Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «безопасность» определяется как состояние защиты жизненно важных интересов отдельных лиц, общества и страны от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одним из компонентов национальной безопасности и входит в категорию социального обеспечения.
Психологическая безопасность, как состояние защиты разума, означает поддержание определенного баланса между негативным воздействием окружающей среды на человека и его стабильностью. Психологическая безопасность людей и окружающей среды неразделима, и она представляет собой модель устойчивого развития и нормального функционирования взаимодействия между человеком и окружающей средой.
Актуальность работы. Образовательная среда образовательных учреждений является частью среды жизни молодых людей. Как социальный институт общества, современные образовательные учреждения являются основным органом обеспечения безопасности. Важность изучения психологической безопасности индивидов в образовательной среде заключается в способности образовательных учреждений создавать свои локальные (частные) системы безопасности посредством обучения и воспитания, а также путем решения проблем развития.
В настоящее время одной из актуальных проблем психологической науки по-прежнему остается развитие подростков эмоциональной и личностной сфер. Именно в этом возрасте закладывается фундамент сознательного поведения, формируются моральные понятия, а также в огромной степени изменяется характер подростков.
Развитие эмоционально-личностной сферы подросткового возраста является одной из главных тем в многофункциональных исследованиях человеческой личности. В подростковом возрасте эмоции играют важную роль, поскольку они включены во все психологические процессы и состояния личности (К.Э. Изард, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская и др.).
Несмотря на то, что были проведены обширные теоретические исследования феномена эмоционально-личностной сферы, все еще необходимы практические разработки для активного развития личности подростков и предотвращения негативных воздействий на них.
Формирование личности напрямую зависит от развития эмоций и личностных сфер, а также характеризуется как многоступенчатый последовательный процесс, направленный на психологическое развитие личности. Социальное окружение оказывает большое влияние на формирование личности. В свою очередь, подростковый возраст характеризуется сложным восприятием окружающего мира и окружающих его людей, именно поэтому требуется особый метод изучения формирования личности.
Объект исследования: особенности развития эмоционально – волевой сферы подростка 14 – 15 лет.
Предмет исследования: модель психологической безопасности образовательной среды как фактора развития эмоционально-личностной сферы подростков.
Цель исследования: проанализировать модель психологической безопасности образовательной среды как фактора развития эмоционально-личностной сферы подростков к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1.Теоретически изучить проблему развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
2.Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций и воли в подростковом возрасте;
3.Выявить особенности развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что изучение эмоционально–волевой сферы наилучшим образом осуществляется в условиях образовательной среды, а также с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты эмоционально-личностной сферы подростков.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование на основе модели психологической безопасности образовательной среды как фактора развития эмоционально-личностной сферы подростков.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список использованных источников содержит 20 наименований.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Основные термины и содержание образовательной среды учащихся
Термин «среда» имеет довольно широкое применение, однако в научном мире у него нет четкого определения как понятия. Я.А. Ветрова писала, что окружающая человека среда включает в себя ряд природных (физических, химических, биологических, пространственных и тематических) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут прямо или косвенно, немедленно или в долгосрочной перспективе влиять на жизнь и деятельность людей [5, с. 162-187].
Рассмотрим данный пункт, исходя из следующих задач, представленных на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Схема пункта «Основные термины и содержание образовательной среды учащихся»
Г.П.Щедровицкий заметил, что в отношениях между организмом и окружающей средой «два члена отношений больше не равны»; субъект является главным и отправным, а окружающая среда относится к нему как к чему-то имеющему определенное значение.
Во многих экологических исследованиях неизменно подчеркивалось, что окружающая среда оказывает влияние на поведение и развитие человека. Однако в исследованиях личности принципы учета окружающей среды часто являются просто утверждениями.
И.В. Кондаков, анализируя социальную среду развития личности и ее статус, писал: «Личность не только продукт истории, но и участник ее жизненного движения, объект и субъект современности. Возможно, самым чувствительным показателем личных социальных отношений являются его отношения с современностью и основными социальными движениями его времени. Но эта связь тесно связана с более частными социальными отношениями, с его классом, социальным сословием, профессией и т.д.» [12, с. 142-164].
Словарь психологии дает следующее определение: «Окружающая среда - это материальные и духовные социальные условия, окружающие человеческое существование и деятельность. Окружающая среда (макросреда) в широком смысле включает в себя всю экономическую и социальную систему: производительность, социальные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Окружающая среда в строгом смысле включает в себя непосредственное окружение людей.
Окружающая человека среда состоит из сочетания природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут прямо или косвенно влиять на жизнь и деятельность людей. Человеческие существа существуют в разных средах одновременно: в мире вещей и объектов, в живом природном мире, как живая личность, как член общества.
Люди постоянно подвергаются воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость - все это и многое другое может удовлетворить основные биологические и психологические потребности, причинить серьезный вред, привлечь внимание или стать неотъемлемой частью обучения.
Некоторые воздействия на окружающую среду носят временный характер, в то время как другие могут быть постоянными. В области психологии развития Крейг пришел к выводу, что влияние окружающей среды может задерживать или стимулировать рост организмов, вызывать постоянную тревогу или способствовать формированию сложных навыков.
Важно подчеркнуть, что окружающая среда содержит в себе возможность того, что она может стать реальностью в условиях человеческой деятельности. Категория возможностей подчеркивает позитивное начало человеческих субъектов в развитии окружающей среды.
Взаимозависимость между людьми и окружающей средой также рассматривается в рамках экзистенциальной психологии, что отражено в ее базовой концепции «существования в мире». Н.К. Бакланова отметила, что состояние бытия в мире означает, что люди не существуют отдельно от мира, а мир не существует отдельно от людей [3, с. 44-67].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие профилактики психического здоровья ее субъектов // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России. - 2019. - С. 507-516.
2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках современных подростков // Научное мнение. - 2020. - № 1. - С. 57-62.
3. Бакланова Н. К., Иванова Т. С., Колот В. В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 13-24.
4. БогатыреваЮ. И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2019. - № 3-2. - С. 14-26.
5. Ветрова Я. А., Щеголенкова Е. С. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 2, № 2(49). - С. 169-178.
6. Гурьева Д. Х., Руднева Е. Н. Особенность создания психологической безопасности образовательной среды учебного заведения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 1(25). - С. 56-63.
7. Дуганова Ю. К. Личностные особенности молодых людей с разным представлением о психологической безопасности / Ю.К. Дуганова. - Ростов-н/Д, 2019. - 183 с.
8. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 28-31.
9. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности / О.Ю. Зотова. – М.: Нова, 2021. - 524 с.
10. Каберник В. В., Тимофеева О. А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России // Вестник МГИМО. - 2019. - № 4(43). - С. 119-129.
11. Казанцева Г. Н., Маджуга А. Г., Загитов А. Р. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды // Здоровье и образование в XXI веке. - 2019. - № 1-4. - С. 287-291.
12. Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых, переживших насилие в детстве / И.В. Кондакова. - СПб.: Вита, 2019. - 25 с.
13. Лактионова Е. Б. Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2019. - № 148. - С. 67-76.
14. Леонова О. И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков / О.И. Леонова. - М.: Наука, 2021. - 181 с.
15. Масаева З. В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона / З.В. Масаева. - Ростов-н/Д, 2020. - 220 с.
16. Миллер Л. В. Психологическая компетентность специалистов образовательных учреждений как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2019. - № 155. - С. 84-93.
17. Петрушина О. В. Образовательное пространство интернатного учреждения и психологическая безопасность его воспитанников / О.В. Петрушина. - Курск, 2021. - 214 с.
18. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник ТГПУ. - 2020. - № 2(143). - С. 102-108.
19. Сидорова Е. З. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности образовательной среды // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2019. - № 4. - С. 317-324.
20. Хохлова Н. И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы // Пространство и время. - 2019. - № 1. - С. 87-92.